Азербайджанские ковры
Иранская цивилизация – одна из древнейших на планете. И героями каждого периода истории Азербайджана были не только цари, полководцы, ученые, но и мастера восточного ковра, а зачастую и сами произведения их искусства. Искусство создания ковра передавалось от отца к сыну, каждое новое поколение совершенствовало его и передавало детям, тщательно сохраняя, как самую дорогую семейную ценность. Проследить историю азербайджанского ковра – значит проследить путь развития одной из величайших в мире цивилизаций. Восхитительная красота и превосходное качество азербайджанских ковров известно по всему миру. Это и неудивительно: нет ни одной страны, в истории, культуре, и повседневной жизни которой ковер играет такую же громадную роль, как в Азербайджане. Мебели в азербайджанских домах, как правило,было немного, и роль главного элемента домашней «обстановки» выполняют здесь ковры. http://seymur-world.boom.ru/materialnaya_kultura/kovri.html Ткачество в Азербайджане возникло еще в V-IV тысячелетии до нашей эры в эпоху энеолита. Найденные в Мингечауре, Ханларе, Нахчыване (Кюльтепе) и Узерликтепе глиняные и костяные пряслицы тому подтверждение. Археологические памятники рассказывают о том, что на территории Азербайджана искусство ковроткачества было известно еще в IX веке до н.э. О ткачестве говорят сообщения античных историков Геродота и Ксенофонта (IV-V века до нашей эры). Ксенофонт пишет, что "персы, заимствовав от мидян платье и роскошь, пользовались и их коврами". Азербайджан - один из уникальных ковровых регионов мира, где в течение веков вырабатывалось и достигло совершенства искусство мастеров и мастериц, создавших лучшие образцы ковров и ковровых изделий, начиная с простейшего - паласа, и кончая наивысшим по сложности ворсовым ковром - халча. В основном ковры и ковровые изделия делятся на две большие группы: безворсовые и ворсовые. Ковровые изделия прошли четыре этапа развития v сначала появились войлочные, затем паласы, еще позже v зили, верни и сумахи, и четвертый этап v создаются сложные орнаментальные ворсовые ковры. Об азербайджанском ткачестве с восторгом упоминали средневековые путешественники Ибн-Хаукаль и Марко Поло, Клавихо и Олеарий, Дженкинсон и Челеби , и многие другие. В сочинении X века "Худуд-аль-Алем" говорится, что "Мугань славится своими чувалами и паласами, города Нахчыван, Хой и Салмас v своими зили, коврами, Ардабиль и Ширван своими шелковыми и шерстяными изделиями". Говорится и о махфури v ворсистых коврах Ширвана и Хурсана (зона, куда входил Апшерон с городом Баку). Все же большинство ковров создано женщинами . Особо торжественно отмечается обрезка v завершение тканья ковра. В этот день все приходят поздравлять хозяйку. Не рекомендовалось резать ковры в пятницу. Умение ткать ковры считалось престижным делом для каждой девушки. Ковры составляли основную часть приданого невесты, куда входили 1-2 ковра и несколько ковровых и шерстяных изделий (палас, джанамаз, хурджун, хейбэ, 10-12 пар носков и перчаток, занавес для камина и другие). Ковры широко использовались для украшения жилища. В Гяндже, Казахе и Карабахе плотными коврами с толстой пряжей и длинным ворсом покрывали земляные полы жилищ, а тонкими изящными коврами украшались стены. В больших карабахских домах изготовляли ковры из 4-х частей (два кенарэ, келлейи и халы) под названием "дэст". Английский путешественник Дженикинсон, посетивший Азербайджан в 1561-1564 годах, сообщает, что пол шатра ширванского беглярбека Абдулла-хана был покрыт богатыми коврами, а сам Абдулла-хан восседал на квадратном ковре, шитым золотом и серебром. Ковровыми изделиями одаривали гостей, ковры были средством обмена, ковры ткались на имя детей, внуков и друзей, коврами платили налоги. Отличительная особенность азербайджанских ковров v все ковры создавались по памяти, без образца перед глазами, на основании многовекового опыта, традиций и знаний стиля рисунка, его орнаментальных форм. Однако, мастерство азербайджанских ковроделов было на столь высоком уровне, что в 19 веке было возможным изготовить ковры по европейским образцам-рисункам. Безворсовые ковры. К безворсовым ковровым изделиям относятся изделия с простым переплетением основы и утка - палас и килим, и сложным переплетением - сумах, зили, шадде и верни и другие. Безворсовые ковры создавались Карабахской, Казахской, Ширванской, Апшеронской, Кубинской и Тебризскими школами. Сумахи и зили изготовлялись односторонние v они имели гладкую лицевую и мохнатую изнанку; килимы, паласы, верни и джеджимы v двусторонние паласы. Килимы, ямани служили также для покрытия переносных жилищ (шатров, кибиток). В северо-восточной и центральных зонах Малого Кавказа выделывали килимы различных видов v скатерти (бучаг килими), чахмалы килим, тахта килим и другие. Паласы и килимы производились в Азербайджане повсеместно. Особенно славились ширванские килимы с каймой и паласы. Сумахи выделывались в основном в Кубинсом районе, верни v в Джабраильском уезде, джеджимами славилоь село Лемберан, их производство было широко развито и в Карабахе. Искусство крашения было известно в Азербайджане на заре цивилизации. В Нахчыване во время раскопок в Кюльтепе найдены каменные ступки (IV-III тысячелетие до н.э.) со следами красной краски. В ковроткачестве используются в основном семь цветов красителей пряжи с различными оттенками. Азербайджанские мастера в течение долгих столетий использовали природные красители, кошениль, сарыкек, индиго, настой кизила (зогал) или ячменной воды. Естественные красители, в отличие от химических, не разрушают структуру шерстяных волокон и придают им блеск и сочность красок. Геродот писал в своей "Истории" о приготовлении растительных красок у народов Кавказа: "В тамошних лесах есть и деревья, покрытые листьями такого рода, что их растирают, смешивают с водой и этим составом рисуют себе на одеждах узоры; эти узоры не смываются и стареют вместе с материей (особенно шерстью), как бы вытканные с самого начала". Ковры переживали несколько поколений, не теряя при этом первоначальной яркости цветов. Ковры удовлетворяли не только эстетическим запросам народа, но и его повседневным нуждам, при этом главное назначение ковра было бытовым. Его использовали в основном для утепления жилища. Широко были распространены ковровые изделия, используемые для хозяйственных и бытовых нужд - мафраши, выполняемые в технике безворсового ткачества; переметные сумы - хурджун, хейбе; изделия для хранения сыпучих продуктов - чувал; различные по назначению попоны - чул; надседельники - яхар усту и другие. Сегодня лучшие образцы азербайджанского коврового искусства представлены в крупнейших музеях мира, что свидетельствует о высоком уровне развития древней и вечно молодой культуры азербайджанского народа. Ворсовые ковры. По орнаменту, технике исполнения и видам ковровых изделий все ковры и ковровые изделия Азербайджана по принятой классификации подразделяются на различные школы по таким регионам, как Куба-Ширван-Баку, Гянджа-Казах, Карабах-Шуша -Джебраил, Тебриз -Ардебиль. Если ворсовые ковры веками ткались при помощи двух форм v техники узлования v "гюллаби"("тюркбаб") и "долама"("фарсбаб "), то не счесть ковровых композиций. Азербайджанское ковровое искусство отличается большим разнообразием ковровых композиций, насчитывающих сегодня свыше шестисот видов. Порою богатая и сложная композиция имела распространение в границах одного села, города или этнической группы, где вырабатывались эти ковры, и по традиции, как богатейшее наследие передавалась из поколения в поколение. К примеру, можно отметить некоторые ковровые композиции, названные по месту их выработки - Пиребедиль, Чичи, Афурджа, Салахлы, Шихлы, или же по названию этнической группы - Сор-сор, Джек, Грыз, Гасым ушагы, Талыш, Гара-гоюнлу и др. Ковровый орнамент. Особенностью азербайджанского коврового орнамента является использование изображения фитоморфного, зооморфного, антропоморфного (не взирая на запрет ислама изображать человека) и геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре. В качестве украшений используются всевозможные розетки, медальоны, люди, животные, птицы, сюжетные мотивы. Если в далекие времена некоторые орнаментальные изображения носили определенный, ясный смысл, то с течением времени первоначальное значение изображения полностью забывалось, и данный элемент превращался в художественный орнамент без смыслового значения. Большая часть сюжетов азербайджанского коврового орнамента свидетельствует о традиционности их в общем ремесленном производстве Азербайджана. К примеру, основным мотивом ковра "Хила-бута" является орнамент "бута", встречаемый в различных исполнениях на изделиях этого вида ремесленного производства. Орнаментальные мотивы в большинстве своем заимствовались из окружающей природной среды или предметов быта. Установлено, что при создании ворсового ковра "Шильян", основой орнамента послужили пчелиные соты - символ богатства и достатка. Техника ковроткачества. Наивысшей сложности техника ковроткачества достигает при изготовлении ворсовых ковров. Здесь используется совершенно новая технология - на каждые две нити основы накладывается ворсовый узел, что и позволяет передать на ковре многочисленные орнаментальные изображения любой формы и размера. Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является очень большая плотность узлов. Плотность ковра определяется количеством узлов на квадратный дециметр. В зависимости от района выработки на каждый квадратный дециметр изделия приходится от 1600 (40х40) до 4900 (70х70) ворсовых узлов. В совершенстве овладев техникой коврового производства, азербайджанские ковровщицы стали изготавливать такие сложные по технике исполнения изделия, как ковровый комплект (даст), состоящий из большого центрального, двух боковых и одного головного ковра, объединенных одной композицией; молитвенный ковер (намазлыг), сюжетно-тематический и другие. Музей ковра. Государственный музей азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства им. Лятифа Керимова был создан в 1967 году. В настоящее время, помимо ковров, в фондах музейной коллекции насчитывается свыше 10 тысяч ценных произведений искусства (керамика, художественный металл, украшения - изделия из серебра и золота, национальная одежда и художественная вышивка, произведения современных художников v прикладников). По ним можно проследить живую связь ковровых орнаментов с остальными видами народного творчества. Самый древний сохранившийся до наших дней восточный ковер, ровесник персидской державы Ахменидов, был создан 2400-2500 лет назад. В 1949 году археологическая экспедиция под руководством советских ученых Руденко и Грязнова вела раскопки Пазырыкских курганов – захоронений древних вождей кочевников в долине Пазырык на Алтае. Благодаря вечной мерзлоте содержимое усыпальниц сохранилось в течение тысячелетий. Были найдены бальзамированные мумии вождей, их жен, слуг, лошадей. Сохранились конская упряжь, разобранные деревянные повозки, фигурки животных, другие изделия, сопровождавшие умерших в загробную жизнь. Одной из находок Пазырыка оказался ковер, ставший настоящей сенсацией. «Ковер привозной, вероятно, иранской работы» - говорится о нем в одной из научных статей. Пазырыкский ковер хранится сейчас в петербургском Эрмитаже. Он почти квадратный, размером примерно 1,9 на 2 м, с изображениями всадников и оленей. Плотность этого ковра составляет 360 000 узелков на квадратный метр. ![]() | ||
среда, 25 января 2012 г.
Азербайджанские ковры
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Да, ковры мы ткать умеем. Единственное уточнение Пазырыкский ковер,благодаря оленю, не просто иранский, а мидийский.
ОтветитьУдалить