Скорее всего слова шанбе и (иуд. шабат) суббота имеют одни корень.
В английском языке воскресенье - sunday (от sun - солнце) - освещение.
Я читал эти соображения. Но "шабад" и "шанбе" сильно разнозвучны чтоб можно было объяснить трансформацию одного в другое. Может по смыслу они и одинаковы. Я не знаю ни иврит, ни идиш, поэтому я пошел другим путем. Открыл старый азербайджанский-персидский словарь и начал искать значения слов шанбе, базар, джуме. Также посмотрел как сегодня в Иране называют дни недели.
Оказалось, что неделя иранского календаря начинается в субботу и заканчивается в пятницу.
Суббота — Шанбе (перс. شنبه);
Воскресенье — Йекшанбе (перс. یکشنبه);
Понедельник — Душанбе (перс. دوشنبه);
Вторник — Сешанбе (перс. سه شنبه);
Среда — Чахаршанбе (перс. چهارشنبه);
Четверг — Панджшанбе (перс. پنجشنبه);
Пятница — Джоме (перс. جمعه).
Слово "Шанбе", по-моему, можно разделить на две части "шан-бе". Например, известное всем слово "новбе" состоит из двух частей - "нов-бе", где "нов" переводится как сорт, вид, новый, а аффикс "бе" придает смысл упорядочения и получается новый смысл "нов-бе" - по сортам, по видам, по очереди. Мы даже иногда говорим "Нов бе нов дюз" - построй по видам, по сортам. Или "Аддым ба аддым ирели" - продвигайся шаг за шагом.
Слово "Шан" имеет много смыслов 1) ) величие, величавость, великолепие, пышность; 2) важность. слава, блеск; 3) доблесть, честь, достоинство; 4) право, правда, истина, правота; Восток дело, действительно, тонкое. Столько смыслов, что слов уже нет. Короче, это слово "шан" обозначает достижение кем-либо успеха в благородном деле, т.е. сотворение великолепного, а в религии - сотворение мира!
Аффикс "бе", как мы уже отметили выше, сотворение "по шагам", "этап за этапом", "по порядку".
Получается шанбе - шаг сотворения, шаг великолепия.
Йекшанбе - первый шаг сотворения, первый шаг великолепия;
Душанбе - второй шаг великолепия;
Сешанбе - третий шаг великолепия;
Чахаршанбе - четвертый шаг великолепия;
Пянджшанбе - пятый шаг сотворения.
Я так думаю, это моя гипотеза.
Чтоб понять смысл двух других слов - "базар" и "джуме" рассмотрим, что же создавалось по порядку?
День первый: В начале сотворил небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал : да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро.
Для зороастрийцев свет составлял основу всего!
Первый день (йекшенбе) мы, азербайджанцы, прямые потомки древних зороастрийцев называем - Базар, почему? Да потому, что в этот день был создан свет - АЗАР! А приствка "ба" в переводе означает "с", "со". Ба-азар значит "со светом"!
Теперь о значении слова "Джуме".
После пянджшенбе, или джуме ахшамы по азербайджанскому календарю, наступает шестой день, шестой шаг благого дела, благой вести - Джуме.
День шестой: И сказал: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел , что это хорошо. И сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
Согласно зороастрийского учения, первой человеческой парой были Джама и Джами. Джама был сыном бога Солнца Вивасвата (авест. Вивахвант), а Джами была женщиной. Первоначальное значение этих имен — “пара”, “близнецы” (Джуме).
Так вот почему этот день называется Джуме! В честь первых людей, согласно зороастризма.
День четвертый: чахаршанбе, чаршанбе, среда.
И сказал: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал два светила великие: светило большее (Солнце), для управления днем, и светило меньшее (Луна), для управления ночью, и звезды; и поставил их на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.
По азербайджанскому календарю, четыре предшествующие празднику Ноуруз дня чершенбе празднуются в честь сотворения и равентства дня и ночи, солярных знаков и природы. Называются эти дни так, первый - Су Чершенбе (среда на воде), второй - Одлу Чершенбе (среда на огне), третий -Торпаг Чершенбе (среда на земле) и четвертая - Йел Чершенбе ( среда на воздухе) или как еще говорят -Ахыр Чершенбе (последняя среда).
Иранская цивилизация, в том числе Азербайджанская цивилизация, как главная её часть, является самой древней из всех известных цивилизаций на Земле. Этому свидетельствуют не только древние рукописи, предания, легенды и мифы, но и камни, которые донесли до наших времен неопровержимые доказательства этому.
У нашего народа еще за тысяча лет до рождения Авраама были свои вероучение и книга - Авеста и календарь.
Аврааму никто свыше не дал книгу, он её взял у зороастрийцев. Говорят, кража книги не воровство, я согласен. Но, взяв чужую книгу, переработав её, выдавать за оригинальный труд - плагиат, нарушение авторских прав, или нет? На основе Авесты Авраам создал "новую" веру - иудаизм. Потом возникло христианство, опять из этой же книги. Причем самое обидное, что ни одним словом они не обмолвились о народе, который до них создал Авесту. Полный молчок. Вот это самое нехорошее.
Пророк Мухаммед (дбар) поступил гораздо честнее, я об этом уже писал, он включил в Коран целую Суру (Скот), где рассказал об отце Ибрагима (Авраама) и его народе Азар.
(74). Вот сказал Ибрахим отцу своему Азару: "Неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты и твой народ — в явном заблуждении". ( http://www.islamedu.ru/quran/krachkovski/sura6_41-80.htm )
Мусульмане, особенно шииты, честно сохранили многое из Авесты. Ислам можно считать продолжением и развитием зороастризма в какой-то степени. Омар Хаййам ведь был родом из Азербайджана.
"Шәб" по арабски "ночь",
"бади" с арабского 1)сәбәб, сәбәб олан; 2)әввәл, илк, баш; 3)баис, тәшәббусчу; 4) чөл адамы, сәһра сакини, көчәри.
Шаббад - Шанбе в Иране с этого дня начинается неделя. Если брать по аналогии с Ираном, то с арабского можно перевести как первая ночь (начальная ночь, первый день).
Но почему-то во всех религиях суббота - считается днем когда Создатель, устав от трудов, отдыхал. Может быть, имеется ввиду "первая ночь (первый день), когда все было уже создано?
Но тут я вижу нестыковку - если в шанбе все уже было сотворено, то почему у Иранцев это первый день недели, а не последний?
Надо еще поискать значение шаббат в словаре идиш.
Шабба́т (ивр. שַׁבָּת, от корня швт — «покоиться, прекращать деятельность»), в иудаизме — седьмой день недели, в который Тора предписывает воздерживаться от работы.
Но этот смысловой перевод, а происхождение и состава этого слова не вижу.
Кое-что еще "накопал". Под именем шаббат', скрывается, полнее, "jом-га-шаббат '" (ημερα του Σάββατον) или "День (сутки) ( йовм, араб., - геджя ве гюндюз, сутка) после шаббата". Т.е. шаббат это время окончания сотворения. По канонам он происходит за 18 минут до захода солнца в пятницу.
Получается "jом-га-шаббат '" - Первые ночь и день /(сутки) когда все было уже создано!
Novruz - Фарвардин - Овен 21 марта — 20 апреля
Buzov - Ордибехешт - Телец 21 апреля — 20 мая
əkiz - Хордад - Близнецы 21 мая — 21 июня
Xərçəng - Тир - Рак 22 июня — 22 июля
şir - Мордад - Лев 23 июля — 23 августа
Qız - Шахривар - Дева 24 августа — 22 сентября
Tərəzi - Мехр - Весы 23 сентября — 23 октября
әгрәб - Абан - Скорпион 24 октября — 22 ноября
Oxatan - Азар - Стрелец 23 ноября — 21 декабря
Oğlaq - Дей - Козерог 22 декабря — 20 января
Dolça - Бахман - Водолей 21 января — 19 февраля
Balıq-Эсфанд - Рыбы 20 февраля — 20 марта;
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий